Урбанистика — междисциплинарная тема, в которой есть место и для профессионалов и для любителей. На 8-м Дальневосточном МедиаСаммите ей было уделено особое внимание, даже пленарная дискуссия была по теме «Город для людей: актуальные тенденции развития городов в ДФО».
Зал специальной секции по урбанистике был переполнен, что говорит об интересе горожан к судьбе своего города. Организаторами были собраны эксперты, раскрывающие самые разные темы о жизни и развитии города. Безусловно, такие мероприятия нужны на регулярной основе (возможно виде серии отдельных круглых столов и дискуссий), т.е. они решают и просветительскую функцию — вынося специализированные вопросы в доступной форме для широкой общественности и стимулируют развитие цивилизованной дискуссии по проблемным вопросам.
Комплексное развитие территорий не просто модная тенденция или фигура речи, а вписанная в закон данность. Что, собственно, теперь с этой данностью делать и как ей пользоваться? Для Приморья концепция «строим не дома, а кварталы» особенно актуальна, учитывая всплески негодования местных жителей по поводу точечной застройки. Эксперты, среди которых были как теоретики, так и практики, обсудили, как сделать комфортной уже имеющуюся городскую среду и как создавать ее на «целине» изначально удобной для жителей.
В качестве практика выступил представитель одного из крупных федеральных инвесторов — заместитель директора по строительству Приморского филиала корпорации «Девелопмент-Юг» Михаил Попов. На счету компании за четверть века уже более двух миллионов сданных жилых «квадратов».
— Владивосток — специфический город. Здесь крайне мало территорий, а в самом городе строительство жилья ведется в основном точечно, — отметил эксперт. — У нас несколько иное видение, как надо действовать. И мы рассматриваем возможность осуществить большой проект комплексной застройки за Владивостоком, на территории около 43 гектар — по таком уже принципу, как делаем это в западной части России.
Представитель федерального застройщика показал скетч-проект одного из реализованных компанией жилых комплексов. На представленных эскизах был виден, по сути, целый жилой квартал (на 13 тысяч потенциальных жителей). Фишка в том, что он не втиснется в какой-нибудь район, не уплотнит и так тесную городскую среду, а возникнет, по сути, в чистом поле — расположится вблизи его по спутниковому принципу.
При этом существует ряд замедляющих комплексные проекты факторов. Во-первых, отсутствует четкий административный менеджмент передачи социальных объектов, построенных застройщиком, на уровень муниципалитета. Во-вторых, термин КРТ совсем недавно появился в законодательстве и еще не «приземлен» в регионы. Пока что более-менее подробные законодательные процедуры разработаны в Пермском крае. А главной проблемой остается подведение инженерных сетей. И она отражается на этажности домов — все-таки, бизнес решает бизнес-задачи. Проведение коммуникаций стоит дорого. Это вносит существенный вклад в себестоимость и окупаемость проектов. Решать сложную формулу приходится за счет роста этажности.
— Вкус потребителя меняется. Нельзя продавать квартиру, чтобы человек туда приходил только ночевать, потому что вся социальная инфраструктура отсутствует, нет никаких близлежащих детских садов и так далее. Конечный потребитель хотел бы получать не просто квадратные метры, а некий комплекс услуг за свои деньги. Мы считаем, что это направление крайне перспективное, — прокомментировал ситуацию Михаил Попов после выступления. — И наши проекты это подтверждают. Если есть спрос, мы готовы сформировать такие предложения. При этом нам бы очень хотелось привлечь внимание к отсутствию инженерной инфраструктуры и к сложностям в согласовании документов.
Еще одну интересную тему затронул Сергей Христаньков, директор компании «Светлый город», которая сейчас разрабатывает концепцию развития освещения Владивостока. По словам спикера, сегодня в дальневосточной столицы исповедуется принцип «освещения для машин», который необходимо изменить на «освещения для людей». Эксперт предложил к решению загадки три ключа — смена парадигмы, человеческий масштаб и инклюзивность. Иными словами, освещать не только дороги города, но и тротуары (в некоторых случаях они освещены либо дорожными фонарями, либо наружной рекламой). Сами светильники предлагается устанавливать невысокими — не в десять метров, а в три, делать их «узконаправленными», чтобы лампы не били светом в окна домов. Внедрить или хотя бы идти по направлению к концепции «звездного ночного неба». Сегодня такая используется в Токио. Ее суть — чтобы в огромном и сияющем красками мегаполисе горожане могли разглядеть звезды на небосклоне.
Во Владивостоке много светового шума, но участники секции, среди которых были люди с ограничениями по зрению отметили, что существует также проблема и звукового загрязнения — и это тоже огромная тема, которую необходимо прорабатывать.
Исполнительный директор МАУ «Дирекция общественных пространств Владивостока» Анастасия Размахнина выступила с докладом «Брэндинг и идентичность общественных пространств», в котором рассказала об итогах работу учреждения за прошлый год (11 общественных пространств). Также эксперт сообщила своеобразном сборе Big Data по посещаемости общественных пространств. Сотрудники посредством системы видеонаблюдения мониторят, сколько людей посетило сквер, их пол и возраст. Данные будут учитываться для дальнейшей работы в этом направлении. Она же рассказала об интересной практике борьбы с вандализмом: сотрудник дирекции не спит по ночам и общается с распивающими алкоголь в скверах гражданами через динамики и видеокамеры. Просит удалиться. Граждане в основном поддаются увещеваниям таинственного радио в ночи.
Руководитель архитектурной мастерской «АМЛ» Валерия Лаптева представила «Топ-10 шагов на пути к имиджу столицы». Она обратила внимание на бесхозные территории и уборку, дизайн-код и гаражи, заборы, пешеходный квест, платные парковки, «выделенку» для общественного транспорта.
Стремление к массовому строительству эконом жилья (или даже «эконом минус») приводит к плачевным результатам для общественных пространств — к городской среде класса «эконом». Игра все время идет на понижение, и то, что сегодня считается эконом-классом, завтра становится «стандартом». Об этом рассказал челябинский архитектор Лев Владов, ставший экспертом сессии Урбанистика на 8-м Дальневосточном Медиасаммите.
Известный урбанист из Челябинска выступил с полноценной лекцией, посвященной городской среде. Он сдвинул ракурс с обычной позиции «что нужно сделать» на позицию «чего делать не надо».
— Моя лекция направлена на студентов, на интересующихся, а не на профессиональное сообщество, поэтому заранее прошу прощения за жестокие упрощения и ультимативные заявления, — предупредил он. — Мир гораздо сложнее и не делится на черное и белое, но сегодня я буду показывать черное и белое, чтобы хоть что-то запомнилось.
Главный тезис спикера, который он попросил всех затвердить наизусть, дешевые квартиры — это зло.
— На самом деле в России уже очень много дешевого жилья, — развил он мысль. — И большая обеспеченность квадратным метром на одного человека. Нам надо вообще перестать строить такое жилье. Навсегда. У нас почти все жилье в сегменте «эконом минус». Правда, пару лет назад решили так: а давайте перестанем называть это «эконом», давайте назовем «стандарт». Теперь мы живем в квартирах стандарт-класса. Но сути это не меняет.
Эксперт посетовал, что его улица в Челябинске никогда не будет по-европейски компактной и чистой.
В чем причина такого решения? По словам Льва Владова, раньше Комсомольский проспект не был шестиполосным. Он был запроектирован советскими строителями для общественного транспорта, ходящего по часам.
— Строители были очень умными, но они не были футуристами, — отметил урбанист. — Они не предполагали, что это все может развалиться, что мы сами будем решать, каким бизнесом нам заниматься, как жить. И беды большинства российских городов — в сложном наследии, с которым приходится работать, в «плановом» развитии городов. 1100 городов в России сегодня и 900 из них появились в советское время. Эта застройка не жизнеспособна. Сетка улиц наших городов была приспособлена только под общественный транспорт и под большое количество зелени. Когда все сели на автомобили, стало тесно. В Челябинске в 2010 году произошла дорожная революция. Я думаю, теперь у нас самые широкие дороги в стране. Может, в Москве есть шире. Коэффициент автомобилизации у нас не такой высокий, как во Владивостоке, но мы к этому идем. В итоге в самом лучшем месте Челябинска — на набережной у реки — застройка такая, как в спальном районе. И гигансткие территории, где могли бы быть активности для горожан, отданы под дороги и под необходимые вставки газоны, которые действуют как буферные зоны. Такие газоны между улицей и фасадом совершено не нужны.
С похожим по духу докладом выступил Павел Казанцев, архитектор, профессор ДВФУ, лауреат The Energy Globe World Award. Его тема — «Комфортный Владивосток — утопия или достижимая реальность?». Эксперт попытался ответить на вопрос: природа и город — враги или друзья? И ввел в обсуждение понятие из фэншуя «логово дракона» — это самое комфортное расположение жилого дома с точки зрения местности. С окнами на юг — для освещения и прогрева. У склона возвышенности — для защиты от ветра. И так далее. По его словам, во Владивостоке по какой-то причине не строят жилье в самых удобных местах. По крайней мере, в советский и постсоветский период. Если первые поселенцы города интуитивно выбирали точки строительства так, как бы посоветовал им самый толковый адепт феншуя, то их потомки стали создавать дома стихийно и чуть ли не себе во вред. В итоге жилье у них получилось не удобным и не экономичным. О тепловом комфорте речи здесь не идет.
— Владивосток мы потеряли, — заметил эксперт. — Но есть остров Русский. К сожалению, глядя на градостроительные планы, тяжело сказать, что дома там будут строиться в «логовах дракона». Допущены все те же ошибки.
В то же время, по словам эксперта, удачное расположение жилья позволяет экономить только на обогреве до 30 процентов.
— Некоторые фасады во Владивостоке прогреваются зимой до плюс 35 градусов при минус 20 на улице, — заметил он. — Но эта возможность не используется.
В свою очередь, профессор Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Дмитрий Наринский рассказал о законодательном новшестве в области улучшения городской среды — комплексном развитии территории. По сути, это переход от точечной застройки к строительству целых кварталов. 30 декабря был принят соответствующий федеральный закон.
Каким может стать Владивосток в течение 20 лет — с докладом на эту темы выступил сооснователь архитектурного бюро Concrete Jungle Феликс Машков. Эксперт рассказал о проектах реконструкции фабрики «Заря», о проекте «Семь сопок» и о том, какой должна быть в городе «небесная линия». По его словам, смотреть на небесную линию (то есть зубчатый горизонт города) нужно не с воды — там его увидят десятки человек — а изнутри дальневосточной столицы. И для этого использовать доминанты сопок. Чтобы у жителей возникло желание посетить все видовые площадки на них. Так сказать, «собрать всех покемонов».